Похожая
на живую субстанция, твердая или парообразная, якобы выделяющаяся
из тела медиума. Субстанция может трансформироваться, превращаясь
в конечности, лица и даже тела духов.
Эктоплазма бывает молочно-белого цвета и пахнет озоном.
Термин
"эктоплазма"
придумал французский психолог Шарль Рише в 1894 году, чтобы объяснить
появляющуюся из тела Евзапии Палладино странную третью руку, или
псевдопод. Слово происходит от греческих слов "эктос"
и "плазма", означающих "овеществленная субстанция".
Однако ранее пары, напоминающие эктоплазму, наблюдал сэр Уильям
Крукс вокруг Д.Ц.Хоума. Сохранились описания медиума мадам д'Эсперанс,
которая покрывалась светящейся паутиной, превращавшейся затем в
живой организм. Ранее в XVII веке философ Вон описал субстанцию,
названную им "изначальной", или "ртутью", которая
скорее всего была эктоплазмой.
Эти
выделения часто кажутся теплыми на ощупь, имеют вес, выделяют углекислый
газ, появляются из тела медиума и исчезают в нем. Но они могут быть
и холодными и тягучими или быть тестообразными с виду. Выделения
обычно появляются из отверстий тела. Чаще всего изо рта, ушей и
носа, но также могут выделяться из глаз, пупка, сосков или влагалища.
По структуре эктоплазма может различаться от бесформенных облаков
до тонких палочек или широкой мембраны, напоминающей сеть. Она полностью
исчезает на свету, предпочитая красный свет или темноту. Если ее
внезапно вынести на свет, эктоплазма мгновенно втягивается обратно.
При этом субстанция может нанести повреждения медиуму или сидящим
рядом гипнотизируемым. Выделения бывают легкими, воздушными, как
дым, а бывают липкими и тягучими. Как и другие физические проявления,
эктоплазма чаще появляется в атмосфере веры, а не скептицизма.
Эктоплазма
якобы сначала должна выделиться из тела медиума, а уже после этого
происходит материализация. Гюстав Гелей, возглавляющий Институт
Метанпсихики (Institute Metanpsychique) в Париже, описал эктоплазму
как воплощение децентрализованной энергии, пребывающее в твердом,
жидком или парообразном состоянии. Децентрализация расходует большое
количество жизненной энергии, что проявляется в постукивании, фосфорецировании,
телекинезе и производстве эктоплазмы. Конечным продуктом эктоплазма-тического
процесса является полная материализация.
Уильям
Дж. Кроуфорд из Королевского университета в Белфасте считает эктоплазму
основой всех психических феноменов, дающей консистенцию всем психическим
структурам во время сеанса. Это позволяет им вступить в контакт
с обычными формами материи, образуя руки и лица. Кроуфорд также
обнаружил, что эктоплазма лежит в основе феномена прямого голоса.
Преподобный Роберт Чейни, сам медиум, описал эктоплазму как духовного
двойника протоплазмы. Он считал, что эктоплазматичес-кое тело медиума
существует в межклеточном пространстве его физического тела, вибрируя
между физической и духовной формами. Чтобы материализовать духов,
медиум выбрасывает из своего тела эктоплазму, магнетически вытягивает
ее из тел гипнотизируемых. В этом случае дух одевается в эту астральную
субстанцию и появляется. Если трансформация была неполной, медиум
обретает облачение духа, частично приняв вид духа. Такой процесс
называется видоизменением.
Хотя узловатые псевдоподы Палладино очаровывали, настоящими специалистами
в эктоплазматических манифестациях были Марта Беро, известная как
Ева С, и Мина Стинсон Крэндон, известная как Марджери. Еще одним
медиумом, выделяющим эктоплазму, была Кэтлин Голайер.
В
экспериментах, проводившихся в начале XX века в присутствии коллеги
Беро — Жульетт Бес-сон, и позже с немецким врачом бароном Альбертом
фон Шренк-Нотцингом, Беро выпускала массы аморфного материала белого
или серого цвета. Ее тщательно осматривали перед каждым сеансом,
при этом Беро надевала трико или вуаль. Шренк-Нотцинг заставил Бессон
проверить гениталии Беро, чтобы быть уверенным, что она ничего не
прячет.
Шренк-Нотцинг описал эктоплазму Беро как напоминающую липкие студенистые
сосульки, стекающие у нее изо рта, ушей, глаз и носа по подбородку
на грудь. Если до них дотронуться рукой или поднести источник света,
эктоплазма, извиваясь, исчезала в теле Беро, напоминая при этом
щупальца осьминога. Врач обнаружил, что эктоплазма может проходить
сквозь ткань, не оставляя следов. Сформировавшись, субстанция превращалась
в лица или образы, несколько напоминавшие президента Уил-сона и
других популярных членов правительства или исторических личностей.
В
сеансах, проведенных Беро наедине с Бессон, по свидетельству последней,
Беро вырабатывала обильные выделения из грудей и влагалища, вплоть
до псевдоподов из эктоплазмы. Она также материализовала маленькую
обнаженную женщину, восьми дюймов ростом, с длинными распущенными
волосами. Некоторые исследователи поверили этим утверждениям, предполагая,
однако, что это были не столько паранормальные, сколько сексуальные
проявления.
С
1917 по 1920 год Кроуфорд изучал семью Голайер, особенно дочь Кэтлин.
Исследователь был убежден, что Кэтлин, используя псевдоподы, или
то, что он называл психической структурой или палкой, может вращать
столы. Работой Кроуфорда заинтересовался доктор Леруа Крэндона,
хирург из Бостона, начавший эксперименты со своей женой, Миной.
Медиумистские
таланты Мины Крэндон вскоре развились, вплоть до вырабатывания эктоплазмы.
На известных фотографиях видны волокна эктоплазмы, похожие на пуповину,
текущие изо рта, ушей и носа. Кажется, что они висят тонкими нитями.
Другие выделения появлялись у нее из влагалища. Исследователь психических
явлений Эрик Дж. Дингуолл предположил, что Крэндон прячет эктоплазму
во влагалище, выделяя ее напряжением мышц. Но Марджери произвела
грубо сформированную третью руку из своего пупка.
Анализы
кусочков эктоплазмы вызвали подозрения. Несколько критиков объявили,
что субстанция была либо жеваной бумагой, марлей либо другой тканью,
вероятно, срыгнутой, либо даже тканями животных. Эктоплазма Беро
была, скорее всего, бумагой. А биологи из Гарварда обнаружили, что
псевдопод Крэндон был легким животного, вырезанным так, что напоминал
руку.
Маг Гарри Гудини, пытавшийся разоблачить спиритов-мошенников, заметил
однажды, что не может представить, что Господь позволил бы появление
такой отвратительной субстанции из человеческого тела.
В XX
веке эктоплазма подробно исследовалась специалистами по наблюдению
психических явлений. Известно, что медиумы-мошенники выделяли эктоплазму,
сделанную из полос муслина, смеси мыла, желатина и яичных белков.
Научный интерес к эктоплазме связан с практикой физического спиритизма.
Существует мнение, что некоторые современные медиумы выделяют эктоплазму.